Жизнь со смыслом

Как найти духовника и кому это нужно?

Православные интернет и оффлайн сообщества пестрят советами «обратиться к духовнику» и «найти духовника». Но критерии поиска формулируются нечётко. Что же это за зверь такой, который всем нужен, но неуловим, словно синяя птица?

Что такое духовник и какие преимущества даёт его наличие?

Словом «духовник» в церковном обиходе называются несколько разных явлений.

  • Например, «духовник епархии» или «духовник подразделения» – это должностная позиция.
  • «Духовник» в письмах оптинских старцев – почитаемый священник, к которому съезжаются со всей округи за советом.
  • Духовник в монастыре – священник, принимающий исповеди у монашествующих.

А духовник для мирянина – это кто и зачем?

Практика духовничества для мирян ненормативна – в значении «ничем не нормирована». Нигде в уставных документах православной Церкви не оговорено обязательное наличие духовника. Но, например, при поступлении в духовную школу рекомендация духовника (или правящего архиерея) обязательна. Кроме того, очень уж часто можно услышать советы «завести духовника», словно это какой-то домашний питомец. Говорят, даже у В.В. Путина духовник есть!..

Каковы реальные функции духовника?

Духовником в приходской практике сейчас называют священника, регулярно принимающего исповеди и дающего советы своим пасомым. Но есть несколько вопросов.

Почему и с какими вопросами нужно идти к духовнику? И почему именно к духовнику, а не к другу, брату или сестре на приходе? И как понять, что вот этот священник годится на должность духовника, а другой не годится?
Практика обращения к священнику (и поисков этого священника) по любому религиозному вопросу закрепилась в советское время, когда священников (т.е. людей, получивших духовное образование и имеющих хоть какой-то религиозный опыт) было критически мало, отсутствовали полноценные приходские общины, не было тематической литературы и навыка её обсуждения. Фактически любой живой священник являлся рупором Церкви.

В двадцать первом веке в России ситуация изменилась. Приходов стало больше, равно как и образованных людей на них, в том числе и священников. Более доступна оказалась религиозная литература и её обсуждение. Появилась необходимость разобраться, точно ли все вопросы следует нести на суд священнику. И точно ли любой известный священник для этого подходит. Всё чаще звучат голоса, что духовником может быть не всякий священник, а лишь особо опытный. Но он обязательно должен быть священником. При этом критерии отбора по опыту неочевидны.

Какие могут быть проблемы в практике духовничества?..

Практика духовничества не имеет основания в Священном Писании. Изначально она восходит к монашеским общинам, в которых послушник, оставляя мир, вверял свою жизнь старцу. Вступая в общежительную общину или в послушание старцу, монах фактически давал обет отречения от собственной воли.

Эта модель отношений искажается при переносе её в иные условия. Например, в послепетровской России священник, дающий справку о ежегодной исповеди пасомого, фактически становится органом административного контроля, а не духовного руководства.

Когда же духовника рассматривают не как абсолютный авторитет, а как совещательную фигуру, не вполне ясно, какой вес имеет его совет. Непохоже, чтобы кто-то из современных старцев, чьи советы оказались ошибочными, понёс за это какую-либо ответственность. Если же нет ответственности, чем совет духовника отличается от совета друга, брата или сестры во Христе? Если же функция духовника заключается в молитве за своего пасомого, то разве это какое-то специфическое служение, недоступное остальным христианам? Очевидно, что работа над собой, взаимопомощь в этом и молитва друг за друга – задача каждого христианина, каждой семьи и каждого прихода.

Одним словом, настаивать на идее, будто вопросы в области религии можно задавать только священнику, статус которого как ответчика неясен, означает лишь недоверие к духовному опыту мирян. Это вопрос не о духовном руководстве. Это вопрос о качестве христианской жизни – на приходах, в семьях, в Церкви вообще.

Природа Церкви предполагает горизонтальные связи христиан между собой. Именно поэтому мы называем друг друга сёстрами и братьями, а апостол говорит о различии духовных даров и служений (1Кор 12). Горизонтальные связи внутри Церкви обогащают и учат нас терпению и любви друг ко другу. А выстраивание отдельных вертикальных связей в пику общинной жизни с каком-то смысле идёт вопреки здоровой церковной жизни.

Самое же, пожалуй, небезопасное в современной идее обязательного духовничества для мирян состоит в том, что эта практика отучает мирян относиться к своей духовной жизни сознательно, принимать решения и нести за них ответственность. Формируется представление, будто не сам человек, а какой-то старец отвечает за его религиозный рост, опыт и риски.

Нужен ли вам духовник?

Причины, по которым человеку может быть «нужен духовник», на деле порой вовсе не касаются духовной жизни.

Например, кому-то (особенно молодым людям) может не хватать любви, обычного, качественного или глубокого дружеского общения. И назначение некоего старшего на должность «того, кто будет обо мне молиться и следить за моим духовным ростом» – всего лишь заплатка на недолюбленном, недообнятом, недолеченном. Говоря так, мы фактически признаём – мы плохие христиане, у нас неважные общины, поэтому давайте просто назначим тех, кто будет вместо нас относиться к нам действительно по-христиански.

Возможна и другая ситуация. Церковная доктрина сейчас настолько сложна, запутана и многослойна, что разобраться в ней нелегко. Поэтому предлагается назначить некоего ответственного человека, который будет отвечать на вопросы конкретного пасомого, чтобы этот пасомый не запутался, не был дезориентирован обилием информации в интернете и не попал нечаянно в какую-то другую юрисдикцию. Однако на деле этот вопрос – вопрос религиозного просвещения, а не духовничества.
Негативных примеров духовного руководства за последние три десятилетия достаточно. «Польза не доказана, а вред возможен». Настаивать на обязательном духовничестве для мирян в настоящих условиях небезопасно. Его можно рекомендовать лишь тем, кто сам чувствует потребность в наставничестве и пока не готов брать на себя ответственность за свои решения в религиозной жизни.

Как найти духовника?

Если вы ощущаете потребность в духовничестве, рекомендуем вам сделать следующие шаги:

  1. Сформулируйте, чего именно вы ждете от духовника;
  2. Постарайтесь познакомиться со священником, чей христианский путь кажется вам хорошим;
  3. Общайтесь с ним в течение нескольких месяцев, обращая внимание на плоды его деятельности: становится ли вокруг него больше мира, радости, любви или же, напротив, люди начинают чувствовать себя никчемными и виноватыми;
  4. Если вы не видите добрых плодов, поищите другого священника;
  5. Если вы нашли человека, которому доверяете, поговорите с ним о своих представлениях о духовничестве и спросите, готов ли он стать вашим духовником.

Помните: будучи мирянином, вы можете не соглашаться с позицией духовника и иметь мнение, отличное от его.

Пусть Бог даст каждому из нас должное рассуждение.

Автор: Анастасия Медведева → Узнать больше об авторе

2025-09-01 12:51