Можно ли спастись вне Церкви? Этот вопрос волнует многих современных христиан. Особенно остро стоит он в условиях религиозного многообразия, когда рядом живут представители разных конфессий, деноминаций и вообще неверующие. Что говорит об этом Православная Церковь? И что об этом можно понять из Священного Писания и Предания?
«Итак, воздай, небесный Отче... рабу Твоему Валентиниану дар, которого желал, которого требовал, будучи здоров и крепок... Не страшился он не угодить людям, чтобы Тебе единому угодить во Христе: ибо имея дух Твой, не получил ли и благодати Твоей?..»
«Мученики некрещенные... омываются кровью своей, а этот очистил себя благочестивыми своими делами и волей. Молю Тебя, Господи, соедини его с братом и не разрушь благочестивого союза их родства».
Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные.
Апология I, 46
Он ведет через проповедь к спасению тех, кто желает верить в Него, где бы они не находились. Ведь и в Ад Господь спустился не иначе, как с целью проповеди Евангелия. Спустился Он проповедовать всем, или же только иудеям? Если же всем, то все, кто верит, должны быть спасены, даже если они язычники, ведь наказания Бога носят характер спасительный и дисциплинарный и приводят к обращению и покаянию, скорее чем к смерти во грехе, тем более, что души, хотя и затемненные страданиями, будучи освобожденными от силы плоти и сбросив с себя телесную оболочку, способны воспринимать более ясно.
Итак, можно считать доказанным то, что благой Бог и всемогущий Господь спасает по справедливости всех, кто обратился к нему, независимо, здесь ли они или где-либо еще. Ведь действующая сила не только здесь, но везде и всегда действенна.
Строматы, книга VI, глава 6
Спаслись многие и в народе израильском – а именно те, что были верны и послушны; спаслись многие и среди народов языческих – а именно те, что были совестливы и разумны
Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о браке Царского Сына