Жизнь со смыслом

Плоды трудов

Получив отказ на Хэдхантер, откладываю телефон подальше с глаз моих и сажусь за этот текст. Напротив меня на полочке аккуратно лежит читаемая по вечерам книжица Гамсуна «Плоды земли» (скоро и до неё доберётся моё перо, писать там есть о чём, и о христианстве в том числе), и, конечно, в такие моменты велик порыв вообразить себя Норвежским крестьянином, выбежать из квартиры и начать сажать картошку, морковь, пшеницу, возможно, виноград, игнорируя сезонность, состав почвы и отсутствие семян, лопаты, лейки и мотыги, ковыряться в каменистой земле во дворе типового ЖК назло всему современному миру, любуясь пальцами у висков прогуливающихся мимо собачников и поднятыми вверх бровями ребятишек на площадке..
Меня быстро отпускает, и я начинаю печатать продолжение цикла о ранних христианах.

Вы уже знаете, христиане первых веков жили в обычном ритме Римской империи. Те же рынки и мастерские, те же многосемейные дома insulae, где дешевле было жить над лавкой, а простор для собрания чаще находился у тех, чья квартира (или domus) позволяла принять людей. Законы соблюдали, налоги платили, после встреч возвращались к ремеслу и семье. Город жил по рыночным дням nundinae с восьмидневным циклом, это задавало бытовой ритм закупок, подработок и дорожных вылазок, христиане вписывались в него, собрания до рассвета или вечером не срывали рабочий день. Ранний светский источник, письмо Плиния императору Траяну, фиксирует их будни без мистификаций:
«они имели обычай в определенный день собираться на рассвете и читать, чередуясь между собою, гимн Христу как Богу, и что они обязываются клятвой не для какого-либо преступления, но для того, чтобы не совершать краж, разбоя, прелюбодеяния, не обманывать доверия, не отказываться по требованию от возвращения, сданного на хранение. После этого (т. е. утреннего богослужения) они обычно расходились и вновь собирались для принятия пищи, однако обыкновенной и невинной».

Так... окей, а на что они жили и за чей счёт устраивали трапезы?

Ранние христиане трудились в самых разных профессиях, мало отличаясь внешне от окружающих. Они продолжали свои обычные занятия и делали ту же работу, что и неверующие, но выполняли её по-христиански. Как это? Критерий выбора занятия был практичным: работа не должна противоречить Евангелию и ставить веру в двусмысленное положение. Поэтому отвергались занятия, тесно связанные с культами и распущенностью, от изготовления и обслуживания идольских предметов до сценических профессий с языческим флёром, а также магия и астрология, эта линия ясно видна в ранних церковных порядках. Если человек бросал такой промысел, переходя в общину, его переучивали и временно поддерживали из общих средств. В серой зоне оставались армия и образование, там участие в официальных обрядах, а также след язычества в целом было трудно обойти, и решения часто принимали по обстоятельствам. Торговля, банкирские операции и предпринимательство среди верующих встречались часто, но считались рискованными из-за искушений властью и деньгами. Страсть к роскоши, жажда наживы, алчность регулярно становились темами проповедей и наставлений.

Наибольшее уважение было к ручному и повседневному труду. Рыбаки и лодочники прибрежных городов, хлебопашцы и виноградари, пастухи, портовые грузчики и возчики, ткачи, кожевенники, плотники, мелкие торговцы. Из апостолов Нового Завета достоверно названы рыбаками Пётр и Андрей, а также Иаков и Иоанн, Матфей до призвания сидел «на сборах» как сборщик податей, Павел во время миссий содержал себя ремеслом палаточника вместе с Акилой и Прискиллой, Пётр подолгу жил у Симона кожевника в Иоппии, хозяин дома, не из Двенадцати, но показатель обычных ремёсел в близком окружении. Традиция знает и врача Луку, спутника апостолов, о котором прямо сказано «возлюбленный врач», в самой апостольской группе казначейскую функцию выполнял Иуда, «имеющий денежный ящик». В работе видели не унижение, а норму, подкреплённую примером, в первую очередь Иисуса. Трудиться надо не ради накопления, а ради необходимого и ради пользы ближним. Поэтому среди престижных занятий выделялись врачебная практика, ремёсла, а также юридическая и риторическая деятельность.

В подтверждение важности труда для первых христиан мы можем привести такие фрагменты:
«…усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками» (1 Фес 4:11), «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:10), «Крадущему не кради, но лучше трудись, делая своими руками добро, чтобы было из чего давать нуждающимся» (Еф 4:28
Внутренняя экономика общин строилась на личном труде каждого и регулярных добровольных пожертвованиях под ответственность людей, знавших нужды сообщества. Классическое описание оставил Тертуллиан: «Если и есть у нас некоторое подобие денежного ящика, то он набирается не из почетных сумм, как бы из сумм религии, взятой на откуп. В наш ящик каждый в первый день месяца или когда хочет, если только хочет и если только может, делает небольшое подаяние. Ибо к этому никто не принуждается, но каждый приносит добровольно. Это есть как бы залог любви, ибо деньги, собранные в этот ящик, тратятся не на пиры, не на попойки и не на неблагодарные харчевни, но на питание и погребение бедных, на мальчиков и девочек, лишившихся имущества и родителей, и на стариков уже домашних…». От состоятельных ожидали устойчивой щедрости и готовности закрывать дефициты без демонстративной роскоши.

Наконец, и само распространение веры следовало путями экономики – порты, дороги, рынки, мастерские, письма из дома в дом, странствующие деловые люди, которые привозили не только товар, но и благую весть. Поэтому, рост общин в I–IV веках был во многом эффектом устойчивой сети отношений. А каркас, на котором это держалось, прост: упорный труд как источник автономии, ответственность, чёткие нравственные границы и, разумеется, любовь.

Труд – живая часть христианской жизни. Это хорошо понимали и первые общины, и те, кто формировал христианскую практику позже. У бенедиктинцев правило прямо задаёт ритм дня:
«Праздность – враг души, а посему в определенное время братья должны быть заняты трудом телесным, в другое же время – душеспасительным чтением», отсюда родившееся «ora et labora» «молись и трудись».
У Лютера идея призвания Beruf утверждает, что Бог служит миру через наш будничный труд: место, где мы работаем и служим окружению, и есть пространство христианской жизни. В православной монашеской речи живёт короткая формула, часто приписываемая старцам: «послушание паче поста и молитвы», смысл простой, реальное делание и ответственность важнее показной аскезы. В итоге важно, как мы работаем, ради кого и какие плоды оставляем. Пусть ваши дела, тихие, честные, нужные, приносят добрый плод и Богу и людям..

Автор: Максим Шатовкин → Канал автора
2025-10-20 16:59 Древняя Церковь