«Православный христианин может читать Библию только вместе с толкованиями святых отцов», – слышали вы такое утверждение? А получается ли у вас так читать? В этой статье библеист Анастасия Медведева рассказывает о том, правда ли, что только по святым отцам можно толковать Библию, и как вообще прикоснуться к смыслу библейского текста.
Например, в сочинении «Об Ионе и Ниневитянах» уже упомянутого прп. Ефрема Сирина история библейского пророка обрастает невероятными подробностями: покаявшиеся жители Ниневии решаются отправиться в путешествие в землю обетованную, чтобы научиться от иудеев праведности. Пророк Иона, зная нечестие своих земляков, пытается хитростью отвадить ниневитян от этого паломничества; в итоге ниневитяне лишь издалека видят иудеев, ужасаются их нечестию и возвращаются восвояси.
Такую вольность при передаче библейского сюжета рассказчик позволяет себе по той причине, что его цель – обличить нечестие богоизбранного народа, а вовсе не дать исчерпывающий (или хотя бы правдоподобный) комментарий к священному тексту.
Возникают сложности при чтении и понимании текста Священного Писания? Приглашаем вас на бесплатный вебинар «7 ошибок, которые не дают вам понять Библию»
→ Узнать подробности и записаться
Следование святоотеческой традиции в экзегезе заключается в приобретении соответствующего навыка мышления и соответствующего отношения к Писанию. Вольная (но регулярная) цитация библейских стихов в патристической литературе показывает, что текст живёт в головах, постоянно звучит, высказывается всякий раз по подходящему случаю.
При этом содержание текста не заключается в его форме, высказывании. Искомое содержание – те смыслы, которые стоят за текстом.