Жизнь со смыслом

Почему Бог Ветхого Завета такой жестокий?

Писание Основы христианства
В Ветхом Завете немало жестоких сцен и повелений Бога. Как это соотнести с новозаветной Любовью? Проблема такого соотнесения стоит настолько остро, что еще во II в. было выдвинуто предположение, что Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета – разные Боги. Христианство не приняло такого решения вопроса, но как же понять, почему в Ветхом Завете столько жестокости?

Почему Бог был жесток?

Самый частый и прагматичный ответ: Бог жесток, потому что жестоки люди. Мы смотрим на реалии Ветхого Завета с высоты новозаветной этики. Мы воспитаны в культуре, которая пропитана насквозь христианскими ценностями – даже если сами не осознаём этого. Христианские представления о морали, о добре и зле кажутся нам чем-то само собой разумеющимся. Но они не были очевидны тем, кто жил до Христа.
Однако такой ответ не исчерпывает всю проблему по следующим причинам:

  1. Во-первых, Ветхий Завет с наступлением Нового не отменён. И все сцены жестокости и насилия, которые в нём описаны, настойчиво хранятся Церковью, а не были оставлены раз и навсегда за ненадобностью. Если звёзды зажигают – значит, это кому-то нужно?.. Кому и зачем? И что вообще там, в Ветхом Завете, так дорого Церкви?
  2. Во-вторых, если о повышении моральной планки людей и можно говорить (хотя этот тезис и требует отдельного рассмотрения), то очевидно, что мораль божественная изменяться не должна. Что это за бог такой, который меняет правила во время игры? И как вообще мы узнаём о божественной морали?
  3. В-третьих, точно ли наша современная нравственность как-то качественно отличается от нравственности людей древнего мира? Какая она была, нравственность древних?

Рассмотрим эти вопросы по порядку.

1. Нужен ли Ветхий Завет современному православному?

Ветхий Завет одновременно и нужен, и не нужен христианину наших дней.

Он нужен, потому что:
  • отражает историю человеческих исканий,
  • ведёт мир к встрече с Богом во Христе,
  • из песни слов не выкинешь: что было, то было, и нельзя делать вид, будто кровопролития древних не оказывают на нас ни малейшего влияния. Как минимум о них следует знать и помнить, чтобы не повторять их вновь.

Он не нужен, потому что:
  • спасение не достигается Ветхим Заветом,
  • мы, на самом деле, очень мало его знаем, а нужное, актуальное – это то, что важно здесь и сейчас, то, что невозможно не знать.

И как же быть?.. Для начала, конечно, разобраться. Чтобы принять или отвергнуть что-либо, нужно его
хотя бы рассмотреть. Это можно сделать как самостоятельно, так и на образовательных курсах в Интернете.
Рассмотреть Ветхий Завет в его ключевой законодательной части можно на нашем курсе «Введение в Пятикнижие» – Перейти

2. Изменчив ли Бог?

Конечно нет, Бог не меняется. Говоря шире, Бог – это как раз та точка опоры, вокруг которой и вращается весь мир смыслов. А вот способы говорения о Боге изменяются так же, как изменяются человеческий язык и культура. И для навыка различения божественного и человеческого в истории и литературе необходимо, прежде всего, хорошо знать материал, фактологию текста.

3. Правда ли, что в древности люди были более жестоки?

Можно выделить 3 пункта, из-за которых людей древности считают более жестокими, а Бога Ветхого Завета обвиняют в том, что Он их благословлял:

  1. кровопролитные войны,
  2. бесправное положение женщин,
  3. массовые жертвоприношения животных.

Для того, чтобы найти ответ на вопрос о жестокости людей и Бога, давайте разберем первый пункт.

Бог или люди начинают войны в Ветхом Завете?

Пожалуй, наиболее прославленная своей нетерпимостью к инородцам книга Ветхого Завета – это книга Иисуса Навина. Она содержит повествование о победоносном захвате евреями Ханаана и истреблении автохтонных народов, проживавших на этих территориях прежде. И всё это вероломное нашествие осуществляется под прямым водительством Бога. Как же так?

1. История жестокости сильно преувеличена

Не следует забывать, что историю пишут победители. И сюжет книги Иисуса Навина дошёл до нас в изложении победителей – потомков тех самых евреев, которые вторгались в Ханаан. Если изучить следы этого вторжения по другим источникам – например, по археологическим данным – то ситуация не всегда оказывается столь однозначной. По правде говоря, и данные других библейских книг несколько корректируют однозначно чёрно-белую картину.

Например, из книги Чисел мы узнаём, что первая попытка вторжения евреев в Ханаан потерпела неудачу, и что завоевание Святой Земли началось ещё при Моисее – области на восточном берегу Иордана отошли к евреям уже при нём. А ещё узнаём, что город Иевус, впоследствии ставший Иерусалимом, был завоёван лишь царём Давидом, то есть спустя более чем 400 лет! И весь период эпохи Судей евреи то и дело терпят какие-то притеснения от соседних народов. Получается, рассказ о кровопролитном шествии Иисуса Навина – лишь один сюжет за четыре с лишним сотни лет. Одна война на Ближнем Востоке за четыре с лишним сотни лет – едва ли современность может похвастаться таким периодом затишья! Да и по количеству человеческих жертв едва ли современные войны чем-то уступают древним.

2. Исчезновение народов – результат их собственных действий

Но даже если подобное и случается в истории человечества, разве обязательно вмешивать в это дело Бога? Разве Бог может допустить безусловное господство одного народа над другими из одной лишь прихоти? Конечно нет. И из текстов Ветхого Завета, и из археологических данных мы знаем, что народы Ханаана в значительной мере сами выкопали себе могилу: они совершали человеческие жертвоприношения и, что самое страшное, жертвоприношения детей. То есть это народы, сами допустившие истребление своего потомства в культовых целях. Израиль, чьё благословение состояло в многоплодии, естественным путём вытеснил их.

История Ветхого Завета рассказывает о неоднократных случаях прозелитизма, т.е. включения в общество израильтян кого-то из тех самых «заклятых врагов», из народов, с которыми вроде бы следовало бороться до последней капли крови. Такова, например, история моавитянки Руфи, ставшей прабабкой царя Давида. Такова история проститутки Раав, жившей в городской стене Иерихона и спасённой. Такова история хетта Урии, служившего в войске Давида. Одним словом, сами тексты Ветхого Завета показывают, что никогда Бог не действует вслепую – даже тогда, когда Он принимает решение истребить одних людей руками других.
Если хотите разобраться с сюжетами Ветхого Завета, приходите на наш курс «Введение в Пятикнижие Моисеево» – Перейти

Автор: Анастасия Медведева → Узнать больше об авторе