Как правильно читать Евангелие?

Узнайте о пяти ключевых способах из нашей бесплатной брошюры

Присоединяйтесь к марафону "ПОСТ СО СМЫСЛОМ"!
Меню
Подписка на рассылку проекта "Жизнь со смыслом"

Если вы хотите всегда быть в курсе событий проекта, оставьте здесь свой электронный адрес, и мы будем с вами на связи.

С самыми добрыми пожеланиями, авторы проекта Алексей и Наталья
Жизнь со смыслом

Что такое покаяние? Ответ священника

Основы христианства Таинства
Что такое покаяние? В чем суть этого таинства Церкви? Почему со временем многим становится нечего сказать на исповеди? Ответы на эти вопросы дают гости нашего проекта.

"Покаяние – это осознание своего места в мире". Епископ Феоктист (Игумнов)

Покаяние – это осознание своего места и места Бога в мире. После грехопадения как-то так сложилось, что каждый из нас уверен в том, что он есть центр вселенной, что все крутится вокруг нас, что я чрезвычайно важен и ко мне нужно относиться особенным образом: нежно, с любовью, пониманием, терпением, благодушием и, желательно, с любовью.

С одной стороны, так и нужно относиться к человеку, но с другой, в этом осмысление мира нет Бога. Бог предстает как некий отдаленный субъект, который мне должен служить, помогать, быть на моей стороне, потому что "я ведь классный". А если я ошибаюсь, так это можно простить. У Бога тут подчиненная роль. Задача же покаяния в широком смысле – все это переосмыслить и перевернуть с головы на ноги, понять, что центром является Бог, а человек должен Ему служить так, как Бог сказал. И вот это и есть суть покаяния.

Нередко говорят, что покаяние есть исповедание своих грехов, но оно все же является периферией Таинства. Да, мы, конечно, говорим и об этом: ведь страсти мешают нам увидеть свое бедственное положение. Но вслед за знанием своих грехов, их проработкой, мы должны вспомнить, для чего это делается. Это делается не для того, чтобы быть идеальными со всех сторон, чистыми и пушистыми. Нет, если почитать жития святых, мы видим, что святые далеко не всегда были в этом смысле замечательными и приятными ребятами. Они бывали и жесткими и грубыми, они могли поступать странным образом. Вспомнить, к примеру, житие Алексея, человека Божия. Когда его читаешь, думаешь: "А зачем он вообще это делал? Он что, издевался над своими родственниками?" Но это его путь, и он видел, что таким образом он меняет свою картину мира и понимание места Бога в нем, ставит Его на главенствующую позицию. Ему это было нужно. Никому другому, а именно ему, потому что у каждого своя дорожка.


Так вот это и есть покаяние, когда Бог у тебя становится во главе и ты слушаешь Его. На примере покаяния апостола Павла мы видим, что он перестал думать о том, что хочет он сам. Вопрос которым апостол задавался: "Чего хочет Христос?" Все его действия были подчинены этому. Он шел в Малую Азию не потому, что там классные курорты, а потому, что там необходимо проповедовать Христа.

Так и мы должны мыслить: "Я делаю то-то не потому, что я хочу этого, а потому что так нужно Христу". Апостолу Павлу от Христа было повеление заниматься миссией, у каждого же из нас есть свои повеления от Бога. И когда мы начинаем размышлять таким образом, это и будет плодом покаяния: значит, что мы уже что-то сумели.

"Покаяние – разворот к жизни с избытком". Диакон Иоанн Мыздриков

Покаяние – это, в первую очередь, переворот, "метанойя" – перемена ума, перспективы. И это мне кажется очень важным: не просто перемена взгляда, а именно поведенческий разворот в фундаментальном смысле от смерти или некой недостаточной жизни к жизни с избытком, ко все больше и больше жизни с избытком. И, исходя из этого, мы начинаем по-другому выстраивать свою жизнь, по-новому проживать ее.


Как отличить истинное покаяние от ложных свидетельств и надумываний?

Мне кажется, хорошо смотреть, как покаяние ложится в конкретную ткань жизни, как оно влияет на наше поведение. Если после покаянного опыта наша жизнь реально изменяется, к примеру, становится меньше ненависти, меньше людей, которые говорят, что им с тобой плохо, то это, наверное, можно назвать деятельным покаянием. Если же мы испытываем эмоции, плачем на исповеди, нам снятся какие-то духовные сны, но при этом мы остаемся с теми же животными, с которыми невозможно в одной квартире находиться, то наше покаяние не настоящее.

"Покаяние – это перемена к лучшему". Священник Владислав Береговой

Покаяние – это изменение образа жизни, перемена ума к лучшему. Все святые отцы непрестанно твердят непонятную для многих новоначальных вещь, что покаяние – это образ жизни. Мы часто думаем, что покаяние – это просто исповедь. Вот я пришел, исповедовался, батюшка там 30 секунд меня послушал, тряпочку на голову положил, что-то там пробормотал, пинка дал сказал "Следующий". Но если исходить из того, что покаяние – это перемена ума, то далеко не все люди приходят к Богу как Сергий Радонежский – от чрева матери своя. У многих есть очень серьезный греховный бэкграунд и, как мы видим у Марии Египетской, сколько лет ты грешил, столько лет тебе и надо бороться с грехом, искоренять его.

В то же время, многим верующим, которые уже два десятка лет в Церкви, становится сложно каяться на исповеди: они уже не понимают, что еще менять в жизни, они и так уже белые и пушистые, тяжелых грехов не делают. Есть некоторые сложности в их жизни – и все. С каждым годом таких людей все больше и больше, и я этому, на самом деле, рад. Сложности с исповедью говорят о том, что работа идет в нужном направлении. Как правило, народ сначала пытается преодолеть жесткие антисоциальные грехи, которые приносят вред не только тебе, но и обществу. Дальше берут задачу посложнее — бороться с внутренним грехом. А потом смотришь, и Господь новых искушений тебе не дает.

Также рекомендуем к просмотру видео с психологом Мариной Филоник

Приглашаем вас в наше сообщество "ОБЩИНА online". В нем вы не только найдете ответы на интересующие вас вопросы, но и встретите единомышленников, с которыми вместе можно идти по пути христианской жизни.