Как правильно читать Евангелие?

Узнайте о пяти ключевых способах из нашей бесплатной брошюры

Присоединяйтесь к марафону "ПОСТ СО СМЫСЛОМ"!
Меню
Подписка на рассылку проекта "Жизнь со смыслом"

Если вы хотите всегда быть в курсе событий проекта, оставьте здесь свой электронный адрес, и мы будем с вами на связи.

С самыми добрыми пожеланиями, авторы проекта Алексей и Наталья
Жизнь со смыслом

Зачем причащаться? Ответ священника

Основы христианства Таинства
В чем смысл Евхаристии и причастия? Как правильно подходить к Чаше? Может ли священник не допустить до причастия? Об этом говорим с гостями нашего проекта.

"Отклик на призыв Бога". Иеромонах Геннадий (Войтишко)

Ответ будет тот же самый, какой и на вопрос, который важно каждому человеку задать себе: "Зачем мне Бог? Кто Он для меня?" Вопрос об участии в Евхаристии лежит не в плоскости частоты или количества, а в плоскости наших взаимоотношений с Богом.
Как близко ты хочешь к Нему быть? Как часто хочешь быть с Тем, кто дорог для тебя больше всей твоей жизни, Кого ты любишь больше всего? И если ответ о Боге именно таков, что я хочу быть вместе с ним постоянно, тогда и вопрос о Евхаристии может отпадать.
Сам Господь призывает тебя к этому столу трапезы. Он говорит: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое [и] сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26:26). Если для нас важно, что говорит Господь, если есть понимание, что Он делает для нас все ради нашего спасения и по Своей бесконечной любви к нам, то Его призыв быть участником этой трапезы становится важным и мы откликаемся на него.

Важно понимать, что участие в Евхаристии это не просто про мое желание пойти и купить в какой-то "духовной аптеке" таблетку для вечной жизни. Это именно призыв Христа прийти, вкусить и принять и отклик с нашей стороны: "Да, Господи, конечно, я не могу без этого!" Это наш ответ той любви, которую Бог обращает к нам.


Также важно понимать, что в Таинстве Евхаристии человек действительно становится в полноте сотелесником и сокровником Самому Христу, а также братьям и сестрам, которые с ним вместе причащаются.

Есть еще очень важный момент в понимании Евхаристии: именно через первое Причастие на Тайной вечере происходит заключение с человечеством Нового завета. Всякий раз, когда мы причащаемся, мы вспоминаем Тайную вечерю, на которой был заключен Новый завет с народом Божиим, то есть со всеми нами, ведь всякий верующий во Христа есть избранный и святой человек (ср. 1 Петр. 2:9-10). Всякий же раз, когда мы участвуем в трапезе Господней, то есть причащаемся, мы актуализируем для себя тот самый Новый завет – договор с Богом, в который первыми приглашены были апостолы.

"Приобщение к источнику Жизни". Священник Владислав Береговой

Причащаемся мы, чтобы быть с Богом, ведь Им мы живем, движемся и существуем. Вне Бога мы живем на внутреннем ресурсе, который исчерпывается очень быстро, и мы становятся клиентами всяких шарлатанов и прочих людей, которые обещают нам безграничное счастье и силы жить. Но христиане знают, что те, кто не будет причащаться от Тела и Крови Господа, не будут иметь в себе жизни. Страшные, конечно, слова. Апостол Иоанн говорит, что после них множество даже близких учеников отошло от Спасителя. Не все поняли смысл слов Христа, но тем не менее евангелист описывает это событие как очень важное. Потому и мы в это верим: в нашей Церкви вокруг причастие строятся храмы, рукополагаются священники. Причастие – центр нашей жизни.

Конечно, важно сказать и о том, что участие в Евхаристии помогает быть ближе к Богу, ведь мы под видом хлеба и вина вкушаем Его Тело и Кровь. Благодаря этому, мы физически становимся ближе к Нему, наше тело становится вместилищем Божества. Конечно, сам механизм нам непонятен, но мы просто верим, что через это мы во Христе и Христос в нас.


Можно ли на литургии не причащаться?

Я знаю, что даже есть канонические правила, которые строго запрещают православным христианам уходить с Литургии не причащаясь. Однако уже в IV веке появилась практика молиться на Литургии, не подходя к Чаше. С точки зрения апостолов, это, конечно, абсурд. Но времена меняются и сегодня, действительно, не все могут причаститься на Литургии.

Я не вижу проблемы в том, чтобы просто прийти на Литургию помолиться: ты же не перестаешь быть частью общины, ты можешь молиться о том, чтобы хлеб и вино преложились в Тело и Кровь Господа. И эта молитва очень важна. Я на проповеди минимум раз в месяц напоминаю своим прихожанам, что вы все молитесь об этом, а не я один за вас молюсь как великий Мерлин. Даже если ты к Чаше не подходишь, все равно же участвуешь в этой общей молитве. Более того, на Литургии огромное количество разных молитв: о хорошей погоде, о выздоровления болящих, о том, чтобы мир Христов был с теми, кто пришел на службу.

"Соединение со Христом Воскресшим". Епископ Феоктист (Игумнов)

Основной смысл Причастия – соединение со Христом Воскресшим, которое дает жизнь вечную. Христос Сам сказал: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6:53). Звучит непонятно, пугающе, настораживающе: а как же все эти прекрасные люди, которые не причащаются? Я не знаю, как эти люди, я знаю, что мне Господь сказал.

Его слова, как говорит апостол Иоанн, смутили многих, люди от него отошли, потому что ничего не поняли. Апостолы тоже ничего не поняли, но остались, потому что некуда идти: "К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Ин. 6:68). Вот и я не знаю ничего ни про кого, я знаю, что сказал мне Господь: жизнь иметь будет тот, кто ест Тело и Кровь Христа.


Может ли священник не допустить до Причастия?

У нас священники многое могут! Я, как архиерей, удивляюсь их способностям и возможностям. Если же говорить серьезно, то запретить никто никому ничего не может. Может не рекомендовать, но обязательно мотивируя свое решение. Мы должны понимать, что чувствовать себя таким стражем у чаши — это неправильная позиция. Священник – это пастырь и его задача приводить мирян ко Христу, а не решать за Него кто достоин причащаться, а кто нет.

Если священник говорит, что не рекомендует сейчас тебе причащаться, то обязательно должен внятно объяснять, почему он так говорит. Если человек по какой-то причине не примет его аргументы, то – его предупредили, все объяснили, а дальше действуй на свой страх и риск. Я думаю, что так нужно поступать.

Приглашаем вас в наше сообщество "ОБЩИНА online". В нем вы не только найдете ответы на интересующие вас вопросы, но и встретите единомышленников, с которыми вместе можно идти по пути христианской жизни.