Известная дилемма полупустого стакана – пример того, как по-разному можно описать одну и ту же реальность. Какой же из языков описания правильный?
Первым психологическим тестом, с которым многие столкнулись еще в детстве, является народный тест на оптимизм/пессимизм со стаканом. Вот стоит стакан, наполненный наполовину. Вечный вопрос: стакан наполовину полон или же он наполовину пуст. И мучаемся, гадаем, пытаемся найти ответ и затем отстаиваем его верность.
Но вот в чем секрет: неважно, наполовину пуст стакан или наполовину полон, главное, что вы можете взять его и наполнить. Мы можем разными способами интерпретировать свою реальность.
Мы можем объяснять все через психоаналитическую теорию с ее сексуальными метафорами, а можем смотреть на мир через линзы жесткого бихевиоризма. Мы можем использовать транзактный анализ, гендерные теории, юнгианские архетипы, гуманистическую парадигму. Существуют сотни конкурирующих психологических языков. А сколько существует не психологических способов интерпретировать тот или иной феномен? Сколько философских и религиозных систем? Сколько бытовых дискурсов?
Парадоксально, но мы живем в эпоху, когда очевидно, что нет никакого единого языка описания реальности, что каждый язык условен, но при этом только через язык в широком смысле слова мы определяем и воспринимаем свою реальность. Понимая условность и ограниченность каждого языка, мы обречены учить эти языки и искать свой, тот на котором мы можем выразить свое существование и приблизиться к бытию.
Наш мир постмодернизма, это мир, который отрицает истину, но который не может быть без её поисков. Постмодернизм отрицает истину из-за условности языковых систем, но он забывает об «истине тела». Любому языку предшествует существование.
Мы не живём в пространстве чистых идей. Мы не только сознание, но удивительно сложное психосоматическое единство. И благодаря нашей телесности, мы живём через реальное взаимодействие с миром. Это реальное взаимодействие с миром и становится источником для наших языков, которые затем начинают определять нашу реальность. ⠀ Здесь нет выбора между "осознаванием, рефлексией, пониманием себя и мира" и "просто жизнью, нашими поступками и ощущениями". Обе альтернативы составляют нашу человеческую жизнь. Но важно не потеряться в лабиринтах слов, позабыв о том, что жизнь больше нашего понимания жизни, и о том, что есть то, что непосредственно находится в зоне нашей ответственности, в пространстве нашего действия.
Всё противопоставления — разума и тела, чувства и логики, внешнего и внутреннего — являются искусственными. Ни тело, ни язык, ни мышление не могут существовать независимо друг от друга, поэтому нам необходимо понять, как наше тело «живет» в нашем языке, а также, понять то, каким образом наш язык влияет на наше переживание реальности.
На стакан можно смотреть с разных сторон, но суть в том, что мы можем наполнить его и затем можем утолить свою жажду.