Как правильно читать Евангелие?

Узнайте о пяти ключевых способах из нашей бесплатной брошюры

Присоединяйтесь к марафону "ПОСТ СО СМЫСЛОМ"!
Меню
Подписка на рассылку проекта "Жизнь со смыслом"

Если вы хотите всегда быть в курсе событий проекта, оставьте здесь свой электронный адрес, и мы будем с вами на связи.

С самыми добрыми пожеланиями, авторы проекта Алексей и Наталья
Жизнь со смыслом

Как правильно молиться? Ответ священника

В чем польза молитвы? Как правильно и неправильно молиться? Что такое "сильная молитва" и почему в Церкви есть "молитвы на потребу"? Читайте ответы священников на эти вопросы в данной статье.

В чем польза молитвы?

Отвечает епископ Феоктист (Игумнов)
Источник: pravmir.ru
Молитва очень хорошо влияет на человека, если мы правильно к ней подходим. Для того же, чтобы понять, какой подход правильный, давайте посмотрим на ту молитву, которую дал нам Сам Господь Иисус Христос. Если мы внимательно разберем для себя молитву "Отче наш", то увидим, что ее основной посыл не в том, чтобы дать нам что-то, а в том, чтобы мы приготовили себя к принятию воли Божией: "да будет воля Твоя как на Небе, так и на земле" и в нас самих, соответственно, тоже.

Мне думается, что если мы посмотрим на евангельский контекст, то увидим, что Господь Сам говорил о том, что Бог знает все наши прошения и нужды прежде, чем мы об этом скажем. Так что основная цель христианской аскезы в том, чтобы свою, так называемую, гномическую волю (воля человека с учётом последствий грехопадения прародителей – прим. ред.) индивидуума починить воле Божией. Сделать это очень непросто. Мы знаем, что даже воплощенному Богу это было непросто. В Гефсимании Он отчаянно молился: "Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39).


Любой человек ежесекундно сталкивается с этим противоречием внутри себя: есть то, что я хочу, и есть, то, что хочет Бог; я понимаю, что моя воля несовершенна, потому что она меня приведет к погибели, но при этом отказаться от нее, отказаться от своего мироощущения и восприятия безумно сложно и болезненно. Причем для нас речь идет не о том, чтобы пойти на крест и пострадать за людей физически как Христос. Наши проблемы значительно менее масштабны. К примеру, Бог сказал, что осуждать нельзя, но мы же понимаем, что очень хочется. И чтобы не осуждать, приходится фактически ломать себя, а это болезненно. Важно, чтобы мы нашли в себе силы, стремление, способность, возможность, веру и любовь, чтобы это сделать. Вот и я думаю, что основная цель молитва — именно в этом.

Как не нужно молиться?

Отвечает диакон Иоанн Мыздриков
Прежде всего, когда мы говорим о молитве, важно подчеркнуть, что мы не приравниваем чтение молитв к собственно молитве как диалогу с Богом, пребыванию перед Ним. Пребывание с Богом безопасно, сама же по себе молитвенная практика может такой и не быть: из патериков и святоотеческих текстов мы знаем много историй об опасностях молитвы. О чем же идет речь?

Первая опасность кроется в молитве, которая становится заигрыванием с самим собой, то есть культивированием очень сильных пограничных психических состояний. Когда мы стремимся в молитве что-то очень яркое почувствовать, увидеть, пережить: умиление, восторг или сильное покаяние, – когда все это мы делаем целью молитвы, мы можем прийти к разрушительным результатам, то есть, по факту, к психопатологии. Молитва, предмет который не Бог, – опасна.

Другая опасность – стремление фокусироваться в молитве лишь на опыте своего недостоинства, страха перед Богом, на чувстве своей греховности. Часто бывает так, что за этим стоит смакование своей греховности. Такая молитва тоже может быть разрушительной, как некое погружение в пучину своего греха. В ней нет Бога, Он превращается в какого-то страшного, пугающего Другого, а молитва становится способом спрятаться от Него, зарыться в песок.


Опасно ли молиться за грешника?

Скажу так: опасно жить в грехоцентричной парадигме христианства. Даже сама постановка вопроса звучит чудовищно, на мой взгляд. Во-первых, мы опять слышим историю только про нас и демонов. Будто бы все вокруг – пустыня, где мы сражаемся с бесконечными духами, который нас пытаются уничтожить. В головах тех, кто задает такие вопросы, мир представляется как поле боя, на котором ты, молясь за другого, высовываешься из окопа, чтобы пойти спасать своего раненого собрата. Но ведь это опасно: тебя самого сейчас могут убить! Так что ни в коем случае нельзя вылезать. Вот есть схимники – духовный спецназ. Они пусть и спасают всех.

Где же Бог в этой картине мира? Он или далеко, или Его просто нет. И это совершенно антиевангельский взгляд. Ведь Бог не просто является целью молитвы, но и ее субъектом! Апостол Павел говорил, что Сам Дух Святой в нас вызывает к Отцу Небесному. То есть мы знаем, что молитва это не наша активность, мы лишь создаем пространство для того, чтобы молитва состоялась, чтобы Бог Сам говорил внутри нас. Именно поэтому, кстати, высшей молитвой и считается молчание.

Так что, формулируя коротко, скажу, что да, молиться можно за любого человека.

Самая сильная молитва – какая она?

Отвечает священник Владислав Береговой
Сильная молитва — это, конечно, бесподобное словосочетание. Молитва – это возношение ума и сердца к Господу Богу. Сильна она постольку, поскольку ум и сердце в единой спайке возносятся горе. Если ты сердцем плачешь, читаешь текст, но ничего не понимаешь в этих "лядвиях", которые "исполнились поругания", то это не молитва. Если ты понимаешь, что читаешь, но сердце молчит как у любого религиоведа, к примеру, который разбирает текст молитвы для своей диссертации, – это тоже не молитва, хотя он наизусть помнит их все от IV в. до XXII в. Поэтому "сильная молитва" – это треш, какой-то, конечно. Тогда она сильная, когда человек молится правильно, от сердца. Причем не просто говорит: "Господи, дай денег и побольше, побольше, побольше", "помоги в учебе", "помоги со здоровьем". Это, конечно, тоже молитва, но она сводится лишь к просьбам и такой уклад молитвенной жизни странный. Надо помнить, что есть и покаянная молитва, и славословная, и благодарственная.

Когда же мы видим заголовки: "Сильная молитва! Прочитай и будет тебе счастье", — это результат проявления магического сознания, в котором молитва воспринимается как заговор. Бог же это не старик Хоттабыч, к которому можно подобрать ключ, волосинку там из бороды выдернуть, сакральную фразу произнести – и будет тебе счастье. Люди думают, что "сильной молитвой" можно Бога к стенке припереть и заставить что-то сделать: главное – правильно прочитать текст в нужное время. А еще лучше, если большое количество людей в определенное время прочитают, ну а если еще и после полуночи, то вообще прекрасно: там же небеса отверзаются и Господь перестает быть глуховат на одно ухо – точно услышит. От подобного магического мышления нужно избавляться.


Зачем нужны молитвы "на потребу", если сила молитвы не в словах?

Действительно, иногда в конкретных случаях рекомендуют конкретные молитвы: 90 или 50 псалом, молитву о болящем и т. д. Но причина не в том, что эти тексты "особо сильны": просто в них уже озвучены те просьбы, которые ты сам интуитивно понимаешь, но своим языком выразить не можешь. Потому и говорят, что, если сам не можешь сказать четко и хорошо, обращайся к текстам, которые уже 3000 лет используются.

Кроме того, эти молитвы учат нас правильно жить, молиться и верить. В них много догматических смыслов, ссылок на Евангелие. Молитвы Григория Богослова, Симеона Нового Богослова – это же высшие образцы молитвенного творчества. Вот и хорошо учиться молиться по высшим образцам.

Если же в какой-то экстренной ситуации у вас есть и свои слова к Богу, то обратиться ими будет не менее "сильно", чем к примеру готовыми молитвами. Просто это будет, скорее всего, не так развернуто. Когда у тебя что-то болит, ты говоришь: "Господи, помоги и исцели". Без красивых оборотов и евангельских отсылок. Это, вне всяких сомнения, тоже молитва, но готовые тексты красивее.

Если вы хотите узнать еще больше о христианской молитве, а также о других аспектах жизни христианина, присоединяйтесь к нашему сообществу "ОБЩИНА online".
Основы христианства