Меню
Подписка на рассылку проекта "Жизнь со смыслом"

Если вы хотите всегда быть в курсе событий проекта, оставьте здесь свой электронный адрес, и мы будем с вами на связи.

С самыми добрыми пожеланиями, авторы проекта Алексей и Наталья
Жизнь со смыслом

Есть ли спасение вне Церкви? Православный взгляд

Можно ли спастись вне Церкви? Этот вопрос волнует многих современных христиан. Особенно остро стоит он в условиях религиозного многообразия, когда рядом живут представители разных конфессий, деноминаций и вообще неверующие. Что говорит об этом Православная Церковь? И что об этом можно понять из Священного Писания и Предания?

«Вне Церкви нет спасения»

Христос в Евангелии указывает на то, что «Никто не приходит к Отцу иначе, как через Меня» (Ин. 14:6), и православная традиция также свидетельствует, что только через Христа и Церковь может быть спасение.

Свт. Киприан Карфагенский писал в III веке: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Эта формула часто используется для обоснования того, что вне Церкви нет спасения. Однако важно понять, что оно не всегда интерпретировалось буквально и юридически, как будто все некрещённые и не принадлежащие к Православной Церкви обречены.

Православное богословие различает видимую и невидимую границу Церкви. Целый ряд вопросов не имеет однозначного ответа:

  • Кто является членом Церкви? Все крещенные христиане? Только те, кто крещен и посещает Литургию хотя бы раз в месяц?
  • Раскольники – в Церкви или нет?
  • А те, кто живет по закону Христа, но не носит Его имени?
  • Может ли человек принять Христа после смерти?

Все эти вопросы уже существенно более сложны, а потому проблема должна быть поставлена иначе: что такое Церковь и где ее границы?

Что такое Церковь?

Церковь — это не просто организация, храм или община верующих. Согласно учению Православной Церкви, Церковь — это Тело Христово (1 Кор 12:27), мистическое единство всех, кто принадлежит Христу, кто живёт в Нём через крещение, Евхаристию и веру.

Поскольку Церковь – таинство, то и ее границы остаются тайными. История же христианства и его современная практика показывает, что Бог действует не только внутри институциональных рамок. Он свободен, и Его милость не ограничена.

Может ли быть спасён некрещёный?

Согласно православной традиции, крещение — это дверь в Церковь и начало духовной жизни. Однако в истории Церкви мы видим и примеры спасения формально некрещеных людей. Для них были сформулированы идеи «крещения кровью» или даже «крещения желанием», которые, по сути, указывают на то, что внутреннего намерения быть с Богом уже иногда может быть достаточно для спасения.

Многочисленные истории мучеников, «крещеных кровью», довольно широко известны. Крещение же «желанием» можно встретить, к примеру, в «Слове утешительном на смерть императора Валентиниана Младшего» свт. Амвросия Медиоланского. Император умер, не будучи крещен, и вот, что писал о нем святой:
«Итак, воздай, небесный Отче... рабу Твоему Валентиниану дар, которого желал, которого требовал, будучи здоров и крепок... Не страшился он не угодить людям, чтобы Тебе единому угодить во Христе: ибо имея дух Твой, не получил ли и благодати Твоей?..»

«Мученики некрещенные... омываются кровью своей, а этот очистил себя благочестивыми своими делами и волей. Молю Тебя, Господи, соедини его с братом и не разрушь благочестивого союза их родства».
Эти случаи указывают на то, что Бог судит не по видимым границам, а по сердцу человека.

Может ли быть спасен представитель другой религии или атеист?

Случаи с мучениками или желавшими креститься, но не успевшими, связаны так или иначе с верой во Христа. Можно ли хоть что-то сказать о тех, кто Христа не знал, но жил добродетельно?

В православной традиции можно найти целый ряд мнений святых отцов о том, что Бог может спасти и тех, кто не знал Христа, если они жили в истине и любви. Вот что они об этом пишут:

Св. Иустин Мученик

Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные.
Апология I, 46

Св. Климент Александрийский

О спасении всех праведников, находившихся в аду.
Он ведет через проповедь к спасению тех, кто желает верить в Него, где бы они не находились. Ведь и в Ад Господь спустился не иначе, как с целью проповеди Евангелия. Спустился Он проповедовать всем, или же только иудеям? Если же всем, то все, кто верит, должны быть спасены, даже если они язычники, ведь наказания Бога носят характер спасительный и дисциплинарный и приводят к обращению и покаянию, скорее чем к смерти во грехе, тем более, что души, хотя и затемненные страданиями, будучи освобожденными от силы плоти и сбросив с себя телесную оболочку, способны воспринимать более ясно.

Итак, можно считать доказанным то, что благой Бог и всемогущий Господь спасает по справедливости всех, кто обратился к нему, независимо, здесь ли они или где-либо еще. Ведь действующая сила не только здесь, но везде и всегда действенна.
Строматы, книга VI, глава 6

Св. Николай Сербский

Спаслись многие и в народе израильском – а именно те, что были верны и послушны; спаслись многие и среди народов языческих – а именно те, что были совестливы и разумны
Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о браке Царского Сына

Другие примеры широких границ Церкви

Помимо мнений святых отцов, можно указать и на ряд аргументов из истории Церкви и ее современной практики.

Святые «еретики»

В церковной истории мы можем найти примеры того, как люди, жившие в христианских течениях, не считающихся православными, прославлялись впоследствии Церковью.

Один из самых известных примеров – святой Исаак Сирин, живший в Церкви Востока, которая обвинялась в несторианстве. Несмотря на это, он оказался в святцах православной церкви и широко почитается в современном христианстве.

Другой пример – прп. Максим Исповедник, обвиненный при жизни в ереси и анафематствованный. Он умер, не будучи примиренным с Церковью, однако со временем позиция Церкви изменилась. Сначала было признано верным его учение, однако сам он не был реабилитирован. Лишь VII Вселенский Собор снял с него анафему, спустя 125 лет после его смерти.

Не/действительные таинства

В современной церковной практике также принято принимать в православие христиан других конфессий не через крещение, а через покаяние или миропомазание. Учитывая, что таинство либо совершено, либо нет, получается, что своими действиями православная Церковь признает, что за ее видимыми границами также действует Дух Святой и Таинства совершаются.

Так возможно ли спасение вне Церкви?

Мы видим, что вопрос о спасении вне Церкви решается в зависимости от того, как мы проводим границы Церкви. И церковная история дает нам массу оснований полагать, что таинственные границы значительно шире видимых земных.

Мы не можем утверждать, кто спасется, а кто нет, однако можем иметь надежду на спасение всех, кто искренне ищет Бога. В целом же на вопрос о спасении других людей можно было бы ответить словами Христа: «Что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин 21:22)

Автор: Алексей Шириков → Узнать больше об авторе
Основы христианства