Как правильно читать Евангелие?

Узнайте о пяти ключевых способах из нашей бесплатной брошюры

Последование Литургии

с комментариями и параллельным переводом на русский язык (PDF для скачивания)

Регистрируйтесь на новый курс-практикум "ГОД СО СМЫСЛОМ"!
Меню
Подписка на рассылку проекта "Жизнь со смыслом"

Если вы хотите всегда быть в курсе событий проекта, оставьте здесь свой электронный адрес, и мы будем с вами на связи.

С самыми добрыми пожеланиями, авторы проекта Алексей и Наталья
Жизнь со смыслом

Чем отличаются «консервативные» христиане от «прогрессивных»?

В сентябре-октябре 2023 года наша команда проекта «Жизнь со смыслом» провела масштабное исследование проблем, с которыми сталкиваются православные христиане. Сегодня мы делимся третьей и самой интересной частью исследования – особенностями различных сегментов православной аудитории.
Первая часть результатов (о демографическом портрете аудитории) → Здесь
Вторая часть результатов (о трудностях православных) → Здесь

Содержание

Какие сегменты мы выделили?

В процессе анализа результатов мы выделили 5 сегментов на основании согласия/несогласия с наиболее яркими утверждениями о христианской жизни, к примеру, о свободе выбора постовой дисциплины, о допустимости критики духовенства, о возможности нарушения церковных канонов и так далее. Большинство утверждений, которые были использованы в сегментации, можно расположить на осях свобода/порядок, развитие/сохранение. На основании этого, за неимением установленных в отечественной социологии обозначений этих групп, нами, с определенной долей условности, была предложена следующая шкала:
  1. «Прогрессисты» (2%). Для этого сегмента характерен больший интерес к свободе. Опрошенные этой группы убеждены в том, что слова и действия духовенства можно критиковать, не все указания Священного Писания обязательны для исполнения, догматы Церкви сводятся к небольшому количеству постановлений, а нарушение канонов не является грехом.
  2. Ближе к прогрессистам (25%). В этой группе сохраняются все те же тенденции, что и в предыдущей, но они выражены в меньше степени.
  3. Смешанные взгляды (27%). Данный сегмент невозможно отнести ни к одной из сторон, так как для него характерно смешение различных представлений. Так, лишь 9% из этой группы согласны с тем, что догматы – это лишь символ веры и некоторые постановления Вселенских соборов, а в остальном возможно разномыслие, но при этом лишь 10% считают нарушение канонов тяжким грехом и всего 7% убеждены в том, что нельзя критиковать духовенство.
  4. Ближе к консерваторам (40%). По большинству вопросов эта группа близка к следующей («Консерваторы»), но консервативные представления менее выражены.
  5. «Консерваторы» (4%). Для этой группы характерно стремление к порядку и традиции. К примеру, вера в то, что Священное Писание необходимо толковать только по святым отцам, Патриарх обладает полнотой власти в Русской Православной Церкви, а решать самостоятельно о сроках поста и варьировать форму подготовки к причастию недопустимо.

Также был выделен сегмент «Затруднившиеся» (2%). Представители этой группы не смогли определиться со своим отношением к большинству высказываний. Ввиду того, что для этой группы нет значимых выводов, в данном исследовании мы не будем делать акцент на этом сегменте.
Стрелками на слайде обозначено значимое отличие по сравнению со всей православной аудиторией (сравнение по строке); цветами – то, что более характерно для конкретного сегмента (сравнение по столбцу)
Интересно отметить ультраконсервативные тезисы непопулярны:
  • В невозможность спасения для всех, кроме членов Православной Церкви верят 13%;
  • В то, что нарушение канонов Церкви – тяжкий грех –17%;
  • В недопустимость критики в адрес духовенства – 17%.
Менее популярно лишь мнение о том, что не все указания Священного Писания обязательны для исполнение (8%).

Также результаты опроса выявляют важный факт: около половины от всех опрошенных (51%) убеждены, что именно Патриарх обладает в Церкви полнотой власти, хотя, согласно уставу РПЦ, «высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси», который имеет лишь первенство чести (но не власти) и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

Больше трети «консерваторов» не читали Новый Завет целиком

Наблюдаются определенные тенденции среди выделенных сегментов и по отношению к другим сторонам христианской жизни (которые не учитывались при сегментировании). Так, для «консерваторов» более характерен интерес к правильному поведению в храме (46% против 4% у «прогрессистов»), а также они чаще не читали Новый Завет полностью (35% vs 6% среди «прогрессистов»). Они реже сомневаются в возможности чудес (3% vs 15% среди «прогрессистов») и реже ищут рациональные объяснения любым тезисам (4% vs 22%).

В то же время, большинство «прогрессистов» (75% vs 7% среди «консерваторов») не удовлетворяют привычные религиозные ответы, а также им важно совмещать религиозную и научную картины мира (65% vs 18% среди «консерваторов»).

Также интересным результатом является тот факт, что сомнения в вере, хотя и распространены больше среди «прогрессистов» (53% vs 31% среди «консерваторов»), являются характерной чертой всех 5 сегментов.
Стрелками на слайде обозначено значимое отличие по сравнению со всей православной аудиторией (сравнение по строке); цветами – то, что более характерно для конкретного сегмента (сравнение по столбцу)

«Прогрессистам» сложнее доверять церковной иерархии

В вопросе о трудностях церковной жизни также были выявлены значимые отличия между «прогрессистами» и «консерваторами». Так, самая характерная трудность для первого сегмента заключается в доверии церковной иерархии – ее выбрали 56% опрошенных, – в то время как среди «консерваторов» лишь 5%.

Другие важные проблемы «прогрессистов» – сложность разобраться в многообразии мнений и противоречиях внутри Церкви (37% vs 17% среди «консерваторов») и столкновение с негативным опытом, связанным с церковной жизнью: его они отмечают в 4 раза чаще, чем «консерваторы» (25% vs 6%). «Прогрессисты» чаще отмечают проблемы, связанные с общинной жизнью: 22% из этого сегмента не могут найти общину (среди «консерваторов» – 7%), а о неприятии и об отсутствии возможности дискуссий внутри нее говорят 3% из этой группы.

В ответах «консерваторов» чаще встречается вариант «не сталкиваюсь с трудностями» (17%), в то время как «прогрессисты» отмечают его лишь в 4% случаев. Общими для всех проблемами стало совмещение правил повседневной и церковной жизни, исполнение Евангельских заповедей, а также сложности с поиском духовника.
Стрелками на слайде обозначено значимое отличие по сравнению со всей православной аудиторией (сравнение по строке); цветами – то, что более характерно для конкретного сегмента (сравнение по столбцу)

«Прогрессисты» чаще опираются на личный опыт в религиозной жизни

В вопросе о том, где православные христиане ищут ответы на религиозные вопросы, безусловным лидером является интернет. Это связано с тем, что целевой аудиторией исследования были пользователи интернета. При этом, если посмотреть на другие варианты ответов, можно увидеть значимые отличия между сегментами. Так, если для «прогрессистов» при поиске ответов более характерно обращаться к личному опыту (60% против 18% у «консерваторов»), то «консерваторы» существенно чаще обращаются к священнику в храме (63% против 40%).

Мнение же блогеров более важно «прогрессистской» аудитории (24%), нежели «консервативной» (11%).
Стрелками на слайде обозначено значимое отличие по сравнению со всей православной аудиторией (сравнение по строке); цветами – то, что более характерно для конкретного сегмента (сравнение по столбцу)

Регулярность Причастия и чтения Евангелия

В вопросах регулярности Причастия и чтения Евангелия также заметны отличия между сегментами «прогрессистов» и «консерваторов». 47% среди первых причащаются раз в неделю и чаще и лишь 3% – реже раза в год, в то время как среди «консервативной» части опрошенных раз в неделю и чаще причащается только 12%. В основном, для этого сегмента характерна практика причастия несколько раз в год (34%) или же раз в месяц (27%), тогда как для «прогрессистов» – раз в неделю (31%).
Стрелками на слайде обозначено значимое отличие по сравнению со всей православной аудиторией (сравнение по строке); цветами – то, что более характерно для конкретного сегмента (сравнение по столбцу)
Регулярность чтения Евангелия отличается не настолько сильно: около четверти опрошенных из каждого сегмента читают его ежедневно. Однако среди всех остальных уже видны различия. «Прогрессисты» читают Евангелие чаще, чем «консерваторы»: 54% первых обращаются к тексту Благой вести чаще раза в неделю, но не ежедневно (среди вторых – 25%), и лишь 4% не читают его вовсе (12% среди «консерваторов»).

Демографический портрет сегментов

Присутствуют различия между сегментами и в половозрастном составе, и даже по географии. Наиболее характерная закономерность видна для Санкт-Петербурга: среди «прогрессистов» в северной столице живет 13%, а среди «консерваторов» – лишь 2%. Также видно, что «консервативное» православие более характерно для городов с населением от 100 до 500 тысяч человек (по сравнению со всей аудиторией опроса).
В «прогрессивных» сегментах в большей степени присутствуют мужчины по сравнению со всей православной аудиторией. По мере приближения к «консервативной» стороне шкалы количество женщин растет, а мужчин падает.

По возрастному составу сегменты также отличаются: среди «прогрессистов» преобладает группа 25-34 года по сравнению со всей православной аудиторией (35%), а вот среди консерваторов – группа 55-79 лет (19%).

Также мы проанализировали выделенные сегменты на предмет того, какой контент кому более интересен. Мы уже готовим публикацию об этом, так что приглашаем вас подписаться на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые интересные сведения.
В этой публикации вы познакомились с основными различиями между сегментами. Продолжение можно прочитать в другой статье на нашем сайте. → Перейти к статье

За помощь с работой над сегментацией благодарим теолога Андрея Шишкова.

Социологическое исследование