Есть ли что-то, что вас отталкивает в православии? Такой вопрос мы задали участникам нашего опроса и попросили их ответить своими словами. Публикуем финальную часть исследования аудитории православных блогеров о проблемах, волнующих православных христиан.
Основные проблемы православных верующих
56% опрошенных ответили на этот вопрос отрицательно, 44% рассказали о тех чертах современного православия, которые им не нравятся. Вот список проблем, которые были отмечены респондентами:
- Поведение священноначалия (лицемерие, роскошь, политизированность и др.) стало самой часто отмечаемой проблемой
- Давление традиций (суеверия, церковнославянский язык, избыточные ограничения) также подчеркнули многие респонденты
- Прихожане храмов и их поведение отметили несколько меньшее количество людей
- Собственные грехи и несовершенства также называли отталкивающими от православия
Также было множество более мелких проблем, которые отмечали участники, но они оказались актуальны менее чем для 1% опрошенных.
Поведение священноначалия
- Отношение священнослужителей к прихожанам, безразличие к ним
- Излишнее богатство церкви
- Смешивание веры с политикой
Среди проблем, не вошедших в топ-3, можно выделить противоречивые взгляды священников и епископов на различные вопросы, лицемерие, двуличие, фарисейство и манипуляции, а также запугивание и акцент на грехах и страданиях со стороны духовенства.
Однако, стоит отметить, что данные проблемы волнуют довольно незначительное число опрошенных
Не отталкивает, но напрягают постоянные сборы на какие-то храмовые нужды, это повсеместное явление. Честно говоря, было бы спокойнее, как например в Германии, отчислять определённый процент от дохода, как налог, на содержание прихода, и больше не возвращаться к этому вопросу.Женщина, 49 лет, более 11 лет в Церкви
Отталкивают только внутрицерковные распри, когда обвиняют друг друга и жалуются на тех, кто ведет большую просветительскую работу, попытки публично очернить и принизить достижения других, доказать, что он «православнее»
Женщина, 60 лет, от 4 до 10 лет в Церкви
Давление традиций
- Избыток канонов, правил и ограничений
- Магизм и язычество внутри традиции
- Отсутствие радости и запрет на нее
Также в этой группе писали про непонятность церковнославянского языка, сложности, связанные с необходимость стоять на службе и поститься. Некоторые указывали на то, что их отталкивает негигиеничность причастия одной лжицей.
Необходимость много молитвенных правил соблюдать, ходить в субботу на всенощное бдение (семья как-будто брошена, потому что больше никто не ходит).
Женщина, 55 лет, более 11 лет в Церкви
В Православии как в учении – наверное, нет… А вот если смотреть на то, как в итоге это учение у нас «оформлено» - у меня возникает много вопросов, сомнений.
Если говорить о РПЦ, то впечатление, что не идем в ногу со временем, не понимаем, в каком веке живем. Мало священников, понимающих молодежь. Сложно от таких священников воспринимать информацию. Много непонятных традиций, мешающих войти в церковную жизнь и сделать Православие понятным для нецерковных людей. Зачем платки/юбки для женщин в реалиях 21 века? Похоже на какой-то театр, и даже, на мой личный взгляд, порой отдает неким лицемерием.
Церковнославянский язык - это красиво, но непонятно. Допускаю, что кого-то он привлекает, и даже как-то помогает, но для многих это лес густой, звучит неприятно, как непонятные «заклинания» - что отталкивает. А вот у протестантов все понятно и прозрачно, помню, как мне помогало общение с протестантами и проповеди их пастора.
Как организована жизнь приходов в большинстве случаев? Не очень, если честно. Да и расписание служб в будние дни какое-то странное. Обычный рабочий день - с 9 до 18. Получается, у работающего человека нет возможности ни на утреннюю службу попасть (или только на ее начало), ни на вечернюю (если только на ее конец)…
Как человек, только входящий в церковную жизнь, я зачастую не понимаю, кому задать вопросы, в какое время «поймать» для этого священника. Ощущение, что никто не может уделить мне достаточно времени. Хочется прям оплатить кому-то пару-тройку часов консультации, чтобы время уделили именно мне, со всем вниманием и полезными именно в моей ситуации советами….
Женщина, 28 лет
Прихожане храмов
В Православии ничего не отталкивает. Только восхищает. В церковной жизни самое печальное - отсутствие у прихожан интереса к Православию. Распространение среди прихожан суеверий и магизма.
Мужчина, 49 лет, более 11 лет в Церкви
Бабушки в церкви не всегда ведут себя сдержанно по отношению к молодым , которые хотят или хотели бы быть ближе к церкви (осуждают, делают замечания). Когда приходишь в церковь, итак боишься что-то сделать не так, а тут тебе ещё с упрёком и говорят об этом.Ещё в моей практике был случай, когда я с ребёнком была в церкви (ему 3 года), нам делали замечания что ребёнок себя не умеет вести, громко говорит смеётся, бегает. Да, я с ним тоже разговариваю и говорю, что так не нужно, надо тише быть, но это ребёнок, если я не буду с ним ходить в церковь показывать и говорить, что да как, как он поймёт как себя вести в церкви и зачем туда вообще ходить? А вот эти бабули своим поведением отталкивает молодёжь от церкви. Конечно, не захочется каждый раз выслушивать нотации.
Женщина, 32 года, более 11 лет в Церкви
Собственные грехи и несовершенства
Эти люди писали про то, что сложно совмещать обычную жизнь с церковной, соблюдать заповеди, что собственная лень, страхи, маловерие и отсутствие знаний – основные проблемы, которые их волнуют в этой сфере.
Только то, что много не знаю. И если не знаю, то избегаю делать, чтобы не ошибиться. Но это моё не стремление, не трудолюбие.Женщина, 56 лет, 4-10 лет в Церкви
Можно было бы написать - ранее время литургии.... Но Лень моя причина трудностей. Неделя трудовая, рутина, быт.... В выходные мысль - поспать. Хотя, когда идёт Великий пост, я могу и умею все это преодолевать. Нет, ничего отталкивающего нет. Причина не внешняя, а внутренняя.Женщина, 46 лет, 4-10 лет в Церкви
Различие проблем у «прогрессистов» и «консерваторов»
Так, существенно чаще ничего отталкивающего в православии не отмечают «консерваторы» – 71%, в то время как среди «прогрессистов» этот процент – лишь 16%.
Среди тех, кто отмечал проблемы, для «прогрессистов» существенно более характерно, чем для «консерваторов», несогласие со священноначалием и ощущение давления традиций. В то же время, «прогрессисты» видят больше разнообразных проблем, не подпадающих под наиболее популярные категории.
Проблемы, связанные с людьми в Церкви и самими собой, во всех группах отмечают одинаково часто.